fbpx
Цена
Имя*
Фамилия*
Эл.адрес*
Телефон*
Ваш вопрос*
* Я согласен(а) с условиями обслуживания и заявлением о конфиденциальности .
Пожалуйста, согласитесь со всеми условиями перед переходом к следующему шагу
Добавить в список желаний

Для добавления элемента в список желаний необходим аккаунт

1884

Почему нужно путешествовать с нами?

  • Более 10 лет на рынке
  • Эксклюзивные маршруты
  • Дипломированные экскурсоводы
  • Каждый год новые тур. маршруты

Возникли вопросы?

Не стесняйтесь задать их нам по телефону. Наша команда профессионалов всегда готова помочь.

(928) 307-70-47
(928) 346-32-99

mashuk-tour@mail.ru

Некрополь в с. Даргавс, Северная Осетия-Алания.

Куртатинское ущелье (Даргавс)

0
  • Продолжительность:с 6:30 до 20:00
  • Дни недели:вс
  • Направление:Северная Осетия - Алания
  • МАРШРУТ: ПЯТИГОРСК - КУРТАТИНСКОЕ УЩЕЛЬЕ - МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - ДАРГАВС (ГОРОД МЕРТВЫХ) - ПЯТИГОРСК

Хотите прикоснуться к старине — побывайте в Куртатинском ущелье с посещением Даргавса. Во время экскурсии туристы посещают два ущелья Северной Осетии — Куртатинское и Тагаурское. Куртатинское ущелье, одно из живописнейших в Северной Осетии-Алании, имеет протяженность более 50 км. Ущелье образовалось в результате прорыва рекой Фиагдон скальных массивов. Куртатинское ущелье наиболее известно своими историческими и архитектурными осетинскими памятниками.

По программе выезжаем на автобусе из Пятигорска, проезжаем по территории Кабардино-Балкарской республики, а затем въезжаем в Северную Осетию-Аланию. Небольшая остановка – в станице Змейская, для завтрака и дегустации осетинских пирогов.

Далее автобус въезжает в Куртатинское ущелье и делает остановку возле теснины Кадаргаван, которую проточила река Фиагдон. Теснина Кадаргаван один из наиболее примечательных природных памятников не только Куртатинского ущелья, но всей Северной Осетии. На этом участке скалистого хребта река Фиагдон, словно ударом меча разрубила скалу на две части. Глубина этого каньона более 60 метров, а ширина от 2 до 3 метров в ширину. При виде бурлящей и ревущей реки у многих захватывает дух от силы и мощи природы!

Следующая остановка в селении Дзивгис, первом селе со стороны равнины. Оно расположено в самом начале Куртатинского (Фиагдонского) ущелья на левом берегу реки Фиагдон. Это типичное горное селение — каменистый берег реки, с одной стороны дорога, с другой – крутая скальная стена горы Кариухох. Селение Дзивгис, некогда большое и оживлённое, являлось центром Куртатинского ущелья, сегодня почти обезлюдело.

Именно в Дзивгисе находится одна из самых знаменитых и удивительных достопримечательностей Северной Осетии: скальная крепость, построенная в XIII-XVI веках. Крепость почти сливается со скалой и летом за деревьями ее можно не заметить.

Дзивгисская крепость — одно из наиболее мощных фортификационных сооружений не только Осетии, но и Кавказа. Эта наскальная средневековая крепость в былые времена охраняла вход в Фиагдонскую котловину.

До наших дней в Дзивгисе сохранились шесть предпещерных скальных жилищ. Базой Дзивгисских скальных жилищ послужили естественные выемки, проделанные в известняковых скалах водой и ветром. Укрепления, сложенные из местного камня и поросшие густой растительностью, выглядят единым целым с «материнской» горой Кариухох, несмотря на очевидную рукотворность сооружения. Пещеры заложены стенами из камней, скреплённых крепким раствором. Постройки расположены на различных высотах, но в одной плоскости. Центральная крепость, находящаяся на значительной высоте могла вмещать в себя более 100 воинов, это одно из самых ранних фортификационных сооружений в ущелье, служивших защитой от набегов различных завоевателей.

Средневековая крепость — эффектное, но не единственное историческое сооружение Дзивгиса. На территории крошечного села сосредоточено больше десятка древних памятников — когда-то Дзивгис был крупным поселением, а в Осетии (да и не только) укрепления и крепости всегда соседствовали с храмами и святилищами, образуя цельный «военно-идеологический комплекс», оплот духовной и стратегической безопасности жителей.

Культовый комплекс Уастырджи дзуар. Жители, их дома, их святилища и храмы под защитой крепостных стен — почти все поселения мира развивались по этому плану. Дзивгис не стал исключением. Но если мощная Дзивгисская крепость давно утратила свое стратегическое значение, то древние культовые комплексы на территории села по-прежнему исполняют свою духовную роль.

В Дзивгисе сохранились святилища Уацилла и Дзывгъисы Уастырджийы кувандон, но более прочих знаменит и почитаем культовый комплекс Дзывгъисы Уастырджи дзуар, состоящий из христианского храма св. Георгия (Уастырджи) XIV-XVI веков и более древнего святилища.

В Осетии существует множество мест, посвященных святому Георгию, Уастырджи (уас — «святой», стыр — «великий», джи — «Джио, Георгий»). Их можно условно разделить на дзуары (места незримого присутствия святого покровителя) и кувандоны — места моления святому (обычно располагаются вблизи дорог и на перевалах).

Почитание святого Георгия Победоносца, идеального воина, зародилось на Кавказе 15 столетий назад. Но и в дохристианскую эпоху эта земля, арена многих кровопролитных войн, нуждалась в могучем небесном покровителе. Культовый комплекс Уастырджи дзуар в Дзивгисе — наглядный пример слияния древних языческих верований и истовой христианской веры.

На первый взгляд, храм св. Георгия не производит сильного впечатления ни своими размерами, ни особым изяществом. Но это единственный на севере Осетии храм с выступающей полуциркульной апсидой, а время постройки приблизительно датируется XIV веком. В отличие от остальных исторических памятников Дзивгиса, только Дзывгъисы Уастырджи дзуар поддерживается в неплохом состоянии. Этот культовый комплекс, особенно храм св. Георгия, издавна почитался как великая святыня не только жителями Куртатинского ущелья, но и далеко за пределами этой местности. Особое внимание ученых и туристов привлекают два старинных церковных колокола с надписями на грузинском языке. Это царские дары маленькому храму.

Их история такова: в 1613 году грузинский царь Георгий пожертвовал Дзивгисской церкви колокол с надписью: «Мы, государь Картли, царь царей, патрон Георгий, пожертвовали сей колокол тебе, святому Георгию Дзивгисскому, ради наших побед. Хроникон 301». Спустя 70 лет, в 1683 году, второй колокол был прислан от имени другого грузинского царя, Арчила. Надпись на колоколе гласит: «Я, царь Арчил, преподнес этот колокол Дзивгисскому крестохранилищу: дай Бог, чтоб на глас его приходили осетины прославлять Троицу».

Дзуар связан с Дзивгисской наскальной крепостью. Согласно преданиям, записанным в конце XVIII века, здесь был пещерный монастырь, и еще долгое время в храме сохранялись церковные облачения, книги и утварь. При храме находится средневековое церковное кладбище. В результате археологических раскопок было обнаружено два погребения, одно из которых датируется XIV веком.

При выезде из села открывается великолепный вид: снежные вершины Большого Кавказа, серо-желтые скалы и зеленые склоны котловины, повсюду осетинские башни и руины крепостей.

Ущелье реки Фиагдон – это мир башен. Они были всюду: и в покинутых аулах на склонах котловины, и в жилых придорожных дворах. Начало башенного строительства относят к раннему средневековью — к временам аланской эпохи. Возможно, даже к более раннему периоду. Типичный же стиль кавказской осетинской башни с характерными чертами сложился в позднее средневековье, приблизительно в XVII-XVIII вв.

Башни строились как оборонительное, боевое, а нередко и жилое строение помимо чисто военного значения при набегах захватчиков. Родовые башни почитались как святыни, потому что они считались местом обитания святого духа. Родовые башни были оплотом и гарантом целостности и продолжительности рода, фамилии. Роль башен в Осетии была настолько важной, что со временем они стали объектами культа. Проезжая по ущелью туристы узнают историю его заселения, образ жизни народов в средние века.

От селения Дзуарикау начинается подъем по грунтовой дороге на перевал Какадур и спуск в соседнее ущелье, где находится селение Даргавс. Местность, где располагается селение была заселена в давние времена, с эпохи бронзы. Здесь обнаружено большое количество археологических памятников, в том числе аланский могильник конца I тысячелетия н. э. Даргавс был одним из главных центров формирования Тагаурского горного общества, согласно историческим и генеалогическим преданиям здесь жил царевич Тага, родоначальник родов и фамилий, относившихся к высшему сословию Восточной Осетии. Из Даргавса происходят многие знатные фамилии: Кудаковы, Тхостовы, Мамсуровы, Тулатовы, Аликовы, Кануковы.

Неподалеку от селения Даргавс находится крупнейший на Северном Кавказе историко-археологический памятник под открытым небом — некрополь «Город мертвых».
Даргавский некрополь самый большой на Северном Кавказе (95 наземных и полуназемных склепов). Его иногда сравнивают с долиной фараонов в Египте. Создание «города мёртвых» некоторые специалисты связывают со страшной эпидемией чумы, тогда население Осетии сократилось с 200 тысяч до 16 тысяч человек. Но исследования показывают, что некрополь функционировал с IX по XVIII век. Склепы с конусообразными или пирамидальными крышами служили фамильными (семейными) усыпальницами.

Селение очень богато различными боевыми башнями: Мамсуровых, Аликовых, Дегоевых, Джибиловых, Сасиевых.
Свято-Успенский Аланский монастырь — православный мужской монастырь Владикавказской епархии Русской православной церкви. Расположен в селе Хидикус в Куртатинском ущелье. Самая высокогорная Православная обитель на территории России.

Основу монашеской братии составили осетины. Под образующийся в Беслане мужской монастырь был передан и храм святой великомученицы Варвары, созданный по инициативе настоятеля прихода иерея Сергия Мальцева. Со временем монастырь переехал в Куртатинское ущелье, где был восстановлен храм во имя святых жен Мироносиц XIX века и построен братский корпус. Сейчас строится новый, более просторный храм во имя Иконы Иверской Божией Матери. Этот храм будет самым южным на территории России. В Беслане осталось монастырское подворье.

За 2000-е годы Успенский монастырь стал вторым духовным центром Алании наравне с Аланским женским монастырём, в монастырь стали ездить паломники со всего юга России. Монастырь активно участвует в работе отдела по переводу богослужебных текстов на осетинский язык. Богослужения здесь проводятся на церковнославянском и осетинском языках.

Места посадки

Санаторий «Машук»
Лермонтовский разъезд
Отель «Бештау»
Санаторий «Зори Ставрополья»
Вход в парк Цветник
Санаторий «Тарханы»
Санаторий «Родник»
Санаторий «им. С.М. Кирова»
Радоновая лечебница
По ул. Пастухова
Aвтовокзал
По пр. Калинина ( линии )

В цену входит

Сопровождение квалифицированным экскурсоводом.
Услуги профессионального водителя.
Автобус, оснащенный микрофонами и кондиционерами.

В цену не входит

Питание
Экологический сбор

Возьмите с собой

Паспорт, свидетельство о рождении (детям)
Теплые вещи, удобная обувь
Деньги на дополнительные расходы (по маршрутам почти отсутствуют банкоматы)

Карта
Панорама 360°